СтраницаЯ думаю, что айкидо – это очищение души и поиск красоты

 

Я думаю, что айкидо – это очищение души и поиск красоты

Отрывки из интервью с Мастером Ватанабе Нобуюки (8 дан шихан Хомбу-додзё,Токио)

©1996 Кен Бу Кан Додзё Мюнхен

«Держи осанку!» - говорит он ученикам, что собираются домой после кейко (тренировки). Если подумать, то это довольно очевидно, но у него есть свои причины, чтобы так говорить. Когда ему было около пятидесяти лет, у него появилась лысина, а из-за близорукости и астигматизма он вынужден был носить очки. Но после того как он начал работать хиропрактиком, он заметил, что нужно человеческому телу: прямой позвоночник и симметрия тела. С тех пор он начал выпрямлять собственное тело. И вскоре после этого самолечение дало результат. У него снова появились волосы, а зрение пришло в норму.

«Тело подобно глиняной трубке. В местах сгиба скапливается грязь. Как выпрямить собственный позвоночник? Нужно выпрямить колени. Я не представляю технику айкидо с согнутыми коленями. Когда колени выпрямлены, они могут быть согнуты. Мышцы, что с самого начала согнуты, мертвеют. Неясно, каким образом стойка с согнутыми коленями должна быть устойчивой».

Обычные люди намеренно сгибаются и намеренно выпрямляются. Но Ватанабе-сэнсей говорит: «Обычно мы пытаемся, к примеру, в иккё, поднять свою руку, чтобы сойтись с шомен-учи партнера. Это слишком поздно. Нужно сначала двигать руку вниз. Ракета тоже начинает движение, выпуская выхлоп вниз. В японской религии говорится: «Есть результат, потому что есть покой. Результат означает здесь технику».

Ища только свою силу, становишься маленьким и не можешь развить Ки.

Ища только свою силу, становишься маленьким и не можешь развить Ки. Нужно вытягиваться. Вытягивание тела крайне важно для кровообращения. Хорошее кровообращение помогает развить Ки. Упражнения на растяжение сосудов и нервов очень важны. При удержаниях лежащий должен вытянуть свои ноги, чтобы не только руки, но и всё тело вытягивалось. Тот, кто сгорблен, не добьется хорошего кровообращения и не добьется Ки.

Кто ищет только собственную силу, становится маленьким. Это великолепно смотрится, когда человек ходит, задерживая дыхание. Но лишь дыша естественно можно хорошо выполнить технику. Также важно сохранять равновесие тела между правой и левой стороной. Если направление небо- земля – это центростремительная сила, то направление слева - направо – это центробежная сила. Можно достичь большой силы, лишь достигнув равновесия между правой и левой стороной. Это большой недостаток, когда сила справа и слева неравна.

Очень важно, стоять на одном месте, а ходить равномерно и с правильной осанкой. «Сначала стоять, потом идти. Это важно. Пятками прочно на земле, анус подобран, стоять на одном месте. Стоять означает быть готовым к движению».

«Когда мы идем, нога стоит в одной точке. Мы должны перекатываться с пятки, поднимая большой палец вверх, и делая равномерные шаги, пятка к земле, палец к небу. Подниматься по лестнице легче, когда большие пальцы подняты вверх. Небо и земля играют важную роль. Хотя мы практически не замечаем этого, но сила притяжения Земли сильно влияет на наше тело. О-сэнсей говорил, что нужно объединиться с вселенскими силами и быть в центре Вселенной. Это относится и к силе притяжения.

«Когда мы кричим, мы выдыхаем вверх. Направлять сознание к небу - это правильно, ведь при этом вытягивается и тело. Если делать это намеренно, то сознание поднимается вверх. Мы выдыхаем, вытягивая руки вверх, то есть не так как обычно. Но воздушный шар легче надувать, если предварительно его растянуть. Если дышать при вытянутом теле, то воздух легче входит внутрь».

Когда Мастер занимается самостоятельно, он упражняется с боккеном. Он говорит, что при этом важно следить за дыханием. «Мы кричим «Иеииии», ударяя мечом, или поднимая его вверх? С криком «Иеииии» мы поднимаем меч, а затем бьем. Это значит, что мы выдыхаем, поднимая меч.

Мастер говорит, что необходимо трижды в день кричать вверх в небо «Аааааа». Конечно, со стороны это выглядит странно, если делать так в любом месте в любое время. Поэтому он научил нас способу, который применим везде: ладони направляются параллельно земле и мысленно давят вниз. А потом мы поднимаем только лицо к небу и выдыхаем вверх с «Аааааа».

В Айкидо нужно связать свою энергию с энергией партнера и очистить тело и душу.

«Я бросил свою должность в отделе статистики при Кабинете министров, чтобы понять «Мир Коджики». Айкикай Хомбу – додзё находится недалеко от его прошлой работы. «Я состоял в клубе дзюдо отдела статистики. По совету одного айкидоки я посетил Хомбу-додзё. И когда я схватил руку одного айкидоки, то был с легкостью брошен». Это был 1958 год. С тех пор он увлекся айкидо. Он сразу же организовал клуб айкидо в своем отделе, а через шесть лет он молча ушел из отдела, хотя у него была семья. С тех пор он состоит в Хомбу-додзё. Тогда ему было 34 года и он имел второй дан. «Я ничего тогда не понимал из рассказов каисо (о-сэйсея), ведь он всё время говорил о боге. Поэтому я начал читать Коджики (классическое религиозное произведение). Я думал, что если пойму Коджики, то деньги не будут иметь значения. В Айкидо нужно связать свою энергию с энергией партнера и очистить тело и душу. Силой этого не добиться. Кокью (сила дыхания) – это уединенное омовение. Поэтому можно сказать, что в айкидо есть религиозные аспекты».

Его хобби – иайдо и шакухачи (бамбуковая флейта). Когда его Мастер подавал ему чай, то вкус был невероятен. Чайные листья были вполне обычными, но чай с такими же листьями не был так вкусен дома. Тот, кто понимает это, обладает довольно высоким уровнем мышления. Когда он увидел технику «бесконтактного броска» в исполнении Мастера, он не поверил. Но через пару лет он и сам мог выполнять её. Он описывает её так: «Я просто рисую геометрические фигуры в воздухе. Как мастер каллиграфии, что рисует огромные буквы в воздухе. Тогда возникает трение между холодным и горячим воздухом. Когда ты полностью принимаешь партнера, растет Ки и растет любовь. Если нет любви, то партнер не пойдет. Любовь – это пустотное состояние. Когда состояние с партнером пустое, есть Ки. Не нужно бросать намеренно. Но этот нетривиальный феномен, который многие не понимают, возникает из обыденного движения».

«Я думаю, что пить воду – тоже айкидо. Мы сходимся со стаканом воды. Это мое видение айкидо. Когда мы сходимся со стаканом воды, мы непроизвольно наклоняемся. Эта поза показывает благодарность. Мы не пьем, наклонившись назад. В этом смысле, сходиться с собой – тоже айкидо. При схождении или благодарении возникает ощущение свободы. Если есть такое ощущение, то ты видишь больше, ведь линия взгляда находится выше. Как сеть – если её расправить, то противник попадется».

Правильная осанка, равновесие тела, любить, сходиться и благодарить. Через это можно достичь техник Ки. А решили ли вы загадку чая?

 

 

Яндекс.Метрика